Магазин в аварийном доме

Так не называемая реновация

Магазин в аварийном доме

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья — об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

В нем есть отсылки к опыту реновации в Москве: необходимость согласия двух третей собственников и арендаторов, предписание выдавать переселенцам равноценное жилье в своем районе или денежную компенсацию.

Но упоминается и необходимость «комплексного развития территорий» с возможностью принудительного изъятия недвижимости: напомним, правительственный законопроект с аналогичными формулировками в 2019 году подвергся критике и был изменен.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

В документе предлагается дать местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Так, Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью . Порядок учета должны определить местные власти.

Многое в законопроекте явно взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.

Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе. Собственники также могут выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. Интересно, что само понятие реновации в документе не упоминается.

Законопроекты о всероссийской реновации по примеру Москвы уже вносились в Думу. Так, в 2018 году депутаты Галина Хованская и Сергей Миронов предлагали включать дома в программу с согласия всех, а не двух третей собственников, а также предусматривали квартиры для жителей коммуналок.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тогда приводил результаты соцопросов о желании 70% граждан видеть реновацию в своем регионе (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Однако госпожа Хованская признала, что к запуску программ переселения готовы лишь в нескольких регионах, включая Уфу, Казань и Санкт-Петербург.

Ее проект так и не был принят Госдумой.

В Минстрое РФ два года назад опасались, что дороги и коммунальные сети не выдержат нагрузки от масштабных строек, а также не понимали источников финансирования программы. К примеру, в Санкт-Петербурге более 7,2 тыс. зданий 1950–1969 гг. постройки общей площадью 27,3 млн кв. м.

Для строительства такого же объема потребуется более 1,44 трлн руб. (при себестоимости 1 кв. м в регионе 52,8 тыс. руб.; данные Росстата). Иначе говоря, Санкт-Петербургу потребуется до трех годовых бюджетов, и это без учета расходов на снос домов.

Впрочем, опыт столицы показывает, что расходы могут оказаться еще выше. В сентябре 2020 года Московский фонд реновации провел аукцион на строительство типичного для реновации 60-метрового дома на Долгопрудной улице за 1 млрд руб., рассчитывая построить за эти деньги 7,6 тыс. кв. м квартир (по 138 тыс. руб.

за «квадрат», но без учета нежилого первого этажа и подземной парковки на 79 мест).

В обосновании к новому законопроекту говорится, что расходов из бюджета РФ он не потребует, а финансирование должны найти местные власти.

При этом в тексте определен порядок привлечения инвесторов к стройкам — через аукционы. В них смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие хотя бы 5 тыс. кв. м. квартир.

По итогам работ они должны передать властям коммунальную и другую инфраструктуру.

Примечательно, что вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале 2020 года заявлял, что о запусках программ реновации по всей стране можно будет говорить после «наладки» работы нынешних жилищных программ.

Отметим, что ключевым понятием законопроекта выступает «комплексное развитие территорий».

Решение о таком развитии и последующем привлечении инвесторов местные власти смогут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции.

Новый механизм комплексного развития территорий, говорится в пояснительной записке, поспособствует «обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан».

Между тем формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов. Через год, после критики, норма об изъятиях из закона исчезла (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года).

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская критикует новый законопроект как процессуально, так и по существу. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.

Авторы поправок, по мнению госпожи Хованской, хотят избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — недоумевает госпожа Хованская.

Депутат также считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4500523

Сенаторы предложили свой вариант всероссийской реновации жилья и промзон :: Бизнес :: РБК

Магазин в аварийном доме

Как предлагается проводить реновацию жилья

Регионы будут формировать и утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов. Чтобы дом попал в такую программу на реновацию, должно быть согласно две трети собственников и нанимателей квартир. Доли считаются по площади жилых помещений в доме. Если собственники или наниматели ни разу не проали, то их голоса будут учитываются пропорционально результатам ания.

Собственники квартир смогут до утверждения проекта планировки территории потребовать исключения дома из программы реновации. Для этого за выход из программы должны будут проать больше одной трети собственников.

По умолчанию собственникам и нанимателям квартир в сносимых домах будут предоставляться равнозначные жилые помещения.

То есть жилая площадь и количество комнат в равнозначных квартирах должна быть не меньше площади старых квартир, а общая площадь должна быть выше, чем в сносимых квартирах. За доплату переселенцы могут получить квартиры большей площади.

Квартиры будут передаваться с отделкой и должны находиться в том же городском округе или населенном пункте, что и сносимый дом. Если в городском округе есть деление на районы, то в том же районе.

Собственник вправе потребовать предоставить ему не равнозначное помещение, а равноценную квартиру или получить денежное возмещение. Денежное возмещение нельзя получить, если квартира находится в ипотеке или если в ней живут несовершеннолетние или недееспособные люди.

Если собственник в течение 90 дней не подписал договор о предоставлении ему новой квартиры или денежного возмещения, то его могут обязать к переселению через суд.

Нежилые помещения, принадлежащие частным собственникам, изымут, а собственникам выплатят компенсацию.

За чей счет будет проводиться реновация

Программы по сносу и реконструкции могут осуществлять сами региональные власти или специальные компании, созданные для этого властями.

При этом для комплексного развития территорий, в рамках которых может проходить реновация, предлагается привлекать инвесторов.

Права на заключение договора на развитие территории получит инвестор, предложивший наибольшую цену на аукционе.

Для участия в конкурсе нужно иметь не менее чем трехлетний опыт строительства многоквартирного жилья, за это время нужно возвести не меньше 5 тыс кв.м в качестве застройщика, техзаказчика или генподрядчика.

Если проект комплексного освоения инициируют и будут осуществлять владельцы участков, то конкурс проводить не нужно, но это в большей мере касается реновации промышленных, а не жилых зон.

Инвестор будет развивать территории и строить дома за свой счет и за счет привлеченных денег, за это он получит в собственность недвижимость, которую построит, за исключением квартир, которые передаст государству.

Инвестор должен будет купить или построить квартиры для переселенцев, которые снимают квартиры по соцнайму, дать государству денежные возмещения за сносимые квартиры и изымаемые земельные участки.

Инвестор также должен будет передать государству коммунальную, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.

Другие варианты всероссийской реновации

Это не первый закон о реновации в России. Осенью 2018 года депутаты, руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов и председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Галина Хованская внесли в Госдуму законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». Но парламент так и не рассмотрел эту инициативу.

В том законопроекте в отличие от нынешней инициативы сенаторов предполагалось, что в общем собрании по вопросу включения дома в программу реновации должны очно или заочно принять участие собственники, обладающие не менее чем 70% . В законопроекте сенаторов не указано минимальное количество голосующих жителей.

Также в законопроекте Миронова и Хованской предлагалось включать дом в программу реновации, только если за это проголосуют все проавшие собственники. Если против выскажется хотя бы один собственник — дом не включат в программу.

Еще одно различие — в законопроекте 2018 года предлагалось производить собственникам квартир, которые выбрали денежную компенсацию, выплаты за непроизведенный капремонт, а жителям коммуналок предоставлять отдельные квартиры.

В прошлом году свой вариант всероссийской реновации предложило также Заксобрание Петербурга, в начале 2020 года этот законопроект прошел первое чтение.

Источник: https://www.rbc.ru/business/18/09/2020/5f64e2f69a79471c4864ce01

Блог

Магазин в аварийном доме

У любого человека слово «авария» непременно ассоциируется с понятием опасности. Власти в установленном порядке обязаны реагировать и принимать меры для минимизации возможных угроз здоровью и жизни граждан.

После признания многоквартирного дома (далее-МКД) аварийным, события развиваются по двум сценариям:

  • МКД подлежит реконструкции (ремонту),

  • МКД подлежит сносу.

В подобных ситуациях граждане нашей страны рассчитывают на предоставление нового жилья.

Хронологические рамки отношений по переселению также бывают разными. В рядовых случаях жильцы аварийного МКД ожидают будущее новоселье, при чрезвычайной ситуации (далее-ЧС) главное – успеть собрать документы и вещи, а впоследствии ждать выкуп (выплаты), положенные гражданам по закону.

Многолетняя судебная практика неоднократно показывает, что жилищное законодательство РФ не разделяет собственников жилых и нежилых помещений, однако спорные вопросы продолжают возникать при судебных разбирательствах.

Показательным является Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2018 г. № 309-КГ18-13252.

Предыстория такова: на рудниках в г. Березники Пермского края межведомственная комиссия признала МКД аварийными и подлежащими реконструкции либо сносу по причине провалов на рудниках.

В одном из таких домов администрация муниципального образования отказалась изъять и выкупить нежилое помещение, что послужило следствием обращения в суд собственника данного помещения (ООО «Березники-сервис», далее-Общество) за защитой своих прав.

Все три инстанции признали отказ в удовлетворении требований собственника правомерным, однако Верховный суд РФ не согласился с позицией судов и направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статьи 279 ГК РФ, частей 1 и 10 статьи 32 ЖК РФ и пришли к выводу о возможности применения данных норм права в случае признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие их естественного физического износа в результате эксплуатации.

При этом суды указали, что для собственников нежилых помещений в спорном доме законодательное регулирование последствий признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствует.

Суды установили, что настоящий спор возник в результате техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» города Березники, признанной чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 814-р.

Министерству финансов РФ было поручено указанным распоряжением предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края до 700 млн. рублей бюджетного кредита на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений.

Суды пришли к выводу, что порядок осуществления социальных выплат собственникам коммерческой недвижимости действующим законодательством не установлен.

Принудительное отчуждение имущества у собственников коммерческой недвижимости для государственных и муниципальных нужд не предусмотрено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и применения в соответствии с пунктом 1 статьи6 Гражданского кодекса по аналогии к указанным отношениям положений статьи 32 Жилищного кодекса.

Однако судебная коллегия полагала, что судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права и не учтено следующее:

«…Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 1 статьи18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 10 статьи32 Жилищного кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

………, что одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений.

Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 №14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” судам следует учитывать, что, в силу части 10 статьи32 Жилищного кодекса, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.

2017 №624-О высказался о том, что положения статьи32 Жилищного кодекса, направленные на защиту интересов собственников изымаемых для государственных (муниципальных) нужд жилых помещений, в том числе в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающие условия изъятия жилого помещения, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, конкретизируют положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения….».

Учитывая вышеизложенное, суд решил, поскольку в ГК РФ не прописан порядок изъятия нежилых помещений для публичных нужд, то по аналогии применяется законодательство, регулирующее сходные отношения.

В силу ЖК РФ, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию аварийного дома, земельный участок под ним и каждое жилое помещение изымаются для муниципальных нужд путем выкупа.

Именно этого не учли суды и не оценили доводы заявителя о том, что:

  • МКД был признан аварийным и подлежащим сносу;

  • МКД по факту демонтирован;

  • всем остальным собственникам выплатили стоимость их имущества по рыночной цене.

Таким образом, у судов предыдущих инстанций решения изложены по принципу «бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет». Неправильно применяя сходные отношения в законодательстве, суды фактически оставили ООО «Березники-сервис» без принадлежащего ему имущества, позабыв о конституционных правах и гарантиях юридического лица в статусе собственника нежилого помещения.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим организациям и ТСЖ. Целый штат профессиональных юристов поможет Вам справиться с любым вопросом. Более подробная информация о сервисе по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/polozhena-li-vyplata-sobstvenniku-nezhilogo-pomeshcheniya-v-avariynom-dome/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.