Материнство отцовство это

Кароль Войтыла Иоанн Павел II :: ЛЮБОВЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Отцовство и материнство

Материнство отцовство это

|< в начало>в конец >|

Отцовство и материнство

Об отцовстве и материнстве уже шла речь при обсуждении отношения к ним плодовитости.

Стать родителями – а это не только внешний факт, связанный с рождением, а особенно с рождением ребенка и его обладанием, но и факт внутренний – позиция, которая должна знаменовать любовь женщины и мужчины, пребывающих в супружеском сожительстве.

Итак, материнство у женщины и отцовство у мужчины, рассматриваемые в плоскости личностной, а не только «природной», являются как бы новой кристаллизацией любви личностей, которая возникает на основе уже зрелого их единения. Однако возникает не вдруг, а коренится в самом сосуществовании женщины и мужчины.

Бытует мнение, будто бы женщина по натуре своей настолько склонна к материнству, что и в браке ей скорее нужен ребенок, чем мужчина. Желание иметь ребенка, во всяком случае, есть проявление потенциального материнства. Если оно обнаруживается у мужчины, то это проявление потенциального отцовства.

У женщины такое желание выражено сильнее, и это легко объясняется тем фактом, что сам организм женщины с самого начала формируется для материнства. Коль скоро физически женщина становится матерью благодаря мужчине, то «внутренне» (психически и духовно) отцовство мужчины формируется благодаря материнству женщины.

Само физическое отцовство мужчины занимает не такое большое место в его жизни, а особенно в его организме, как материнство женщины в ее жизни и организме, поэтому отцовство должно быть специально выработано и воспитано, чтобы обрести во внутренней жизни мужчины позицию столь же важную, как материнство во внутренней жизни женщины: ей это как бы навязывают сами биологические факторы.

Пока что мы говорим об отцовстве и материнстве в значении прежде всего телесном, биологическом. Оно заключается в обладании ребенком, которому дана жизнь, передано существование (procreatio).

В этом факте выражается некое естественное совершенство бытия: то, что оно может давать жизнь другому, себе подобному, определенным образом подчеркивает его собственную ценность, согласно известному латинскому выражению: «Bonum est diffusivum sui», на которое охотно ссылается св. Фома и другие христианские мыслители.

Поэтому совершенно понятно то желание иметь ребенка, какое дает о себе знать не только у женщины, но и у мужчины. Он ожидает ребенка от женщины – и потому берет ее под свою опеку (matris-munus) через брак. Оба они находят в материнстве и отцовстве подтверждение своей зрелости не только физической, но и духовной, и залог продления собственного существования.

Когда каждый из них завершит свою жизнь вследствие смерти плоти, будет продолжать жить их дитя «плоть их плоти», но прежде всего – человек, личность, которую оба они сформировали изнутри, развили в нем то, что в основном определяет его личностность. Ибо личность как бы больше является «нутром», чем «телом».

Здесь мы подошли к сути новой проблемы. Отцовство и материнство в мире личностей решительно не ограничивается биологической функцией, передачей жизни. Они имеют куда более глубокий смысл, и это естественно, коль скоро тот, кто передает биологическую жизнь, отец или мать, является личностью.

Отцовство и материнство в мире личностей – это признак особого духовного совершенства. Оно основано всегда на неком духовном «рождении», на формировании душ. И потому у духовных отцовства и материнства гораздо более широкий радиус действия, чем у телесных.

Отец и мать, давшие детям саму биологическую жизнь, должны, в свою очередь, кропотливыми усилиями дополнить свое родительское звание духовным отцовством и материнством через воспитание.

В этом последнем, правда, участвуют не только они, но и другие люди, родители должны тут как бы делиться с другими, а вернее умело включать в свое воспитание все то, что дети их могут взять у других, как в значении физическом, так и духовном, моральном, внутреннем.

Духовное отцовство и материнство – свидетельство зрелой внутренней личностности мужчины и женщины. У духовного отцовства гораздо больше сходства с духовным материнством, чем у телесного отцовства с телесным материнством. Сфера духа находится вне пределов пола.

Апостол Павел не поколебался написать, имея ввиду свое духовное отцовство по отношению к Галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения (…)» (Гал. 4, 49). Духовное рождение есть симптом зрелости личности и некой полноты, которой ей хочется поделиться с другими (Bonum est diffusivum suit).

И она ищет «детей», то есть других людей, особенно тех, кто помоложе, которые возьмут то, что она хочет дать. А те, кто берет, становятся объектом особой любви – подобной любви родителей к детям – как бы тоже потому, что в них будет продолжать жить то, что созрело в духовном отце и матери.

Можно увидеть разнообразные проявления такого духовного отцовства, разнообразную кристаллизацию любви, которая с ним связана, например, любовь к душам у духовных, любовь к ученикам у ученых. Духовное родство, возникшее из союза душ часто крепче, чем родство по крови. В духовном отцовстве или материнстве заключена некая передача личности.

Духовное отцовство и материнство, как симптом внутренней зрелости человеческой личности, есть цель, к которой каким-то образом (варианты могут быть самые различные) призван каждый человек, мужчина и женщина, также и вне брака.

Эта мысль содержится в евангельском призыве к совершенству, где в качестве примера указуется «Отец». Человек же тогда приобретает особое сходство с Богом-Создателем, когда в нем формируется то, прежде всего духовное, отцовство-материнство, прообразом которого есть Бог.

Об этом следует сказать в конце книги, которая весьма тесно связана с проблематикой рождения и родителей. «Отец» и «мать» в мире природы – это две особи разного пола, которым обязана своей биологической жизнью новая особь того же вида.

«Отец» и «мать» в мире личностей – это в какой-то мере реализованные идеалы, пример для других личностей, именно тех, которым предстоит личностно формироваться и развиваться в сфере их влияния.

Таким образом, порядок природы остается при фактах, которые в его Границах являются завершенными и конечными, но в мире личностей открываются заново, обращаясь к новому содержанию, какого в порядке природы не находят. Евангелие учит, что это содержание они должны черпать из самого Бога.

Всякая же попытка лишить человеческое величие элементов духовного отцовства и материнства, равно как и всякая попытка вытолкнуть отцовство и материнство за пределы общественной важности, противоречит естественным путям человеческого развития.

|< в начало>в конец >|

Источник: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/158/239/page51.htm

Из блога молодой мамы: «Не задолбалась — значит, плохая мать? Вот что я вам скажу»

Материнство отцовство это
Воспитание Дети Женщины Материнство Психология Семья

«Очень часто на форумах, где обитают мамочки, можно ввязаться в ожесточенные “горшочные” войны. Да такие серьезные, что все надолго забывают про злых свекровей и гулящих мужей.

Забавно наблюдать, как взрослые образованные женщины меряются, чей ребенок быстрее поддался дрессировке, и дружно клюют тех, кто, к примеру, против раннего приучения к горшку», — пишет в своем блоге молодая мать, а наша редакция не в силах пройти мимо.

Чувствовать себя виноватой — вполне нормальная традиция среди отечественных матерей, причем поводов повиниться на пальцах не сосчитать. Родила и вышла на работу? Да что ты за мать такая! Быстро пришла в форму? Мать из тебя никакущая. Виновна, виновна и еще раз виновна!

Редакция «Так Просто!» считает, что вина — чувство бесполезное и разрушающее, особенно когда речь идет о материнстве. Мы делимся с тобой колкими заметками из блога молодой мамы, чье отношение к воспитанию ребенка достойно внимания. Важно прочитать не только новоиспеченным родителям, но и их «заботливой» родне!

Отцовство и материнство

  1. Не задолбалась — не мать!
    Создается впечатление, что каждая уважающая себя мать просто обязана, родив ребенка, замучиться с ним вусмерть.

    Зачем? Да чтобы всю оставшуюся жизнь винить несчастного малыша за каждую бессонную ночь, нереализованную мечту или потраченную копейку. Не задолбалась — никакая ты не мать, и других сценариев, увы, не предусмотрено.

    «Как только дочке исполнилось полгода, каждый встречный считал своим долгом спросить: “А вы уже приучаетесь к горшку? Нет? Как?! Потом ведь будет поздно, до школы в памперсах будет ходить!” Да, я сняла с дочери дневной памперс в 2 года, ночной — в 3, а за это время уже успела заработать статус ленивой матери. И не важно, что дочь этой самой ленивой мамы в мире до сих пор в магазине показывает на йогурт и спрашивает: “Что это?” Потому что эта самая ленивая мама всегда его готовила сама.

    © DepositPhotos

    Одну мою подругу затюкали, мол, она не гуляет с младенцем, а выставляет люльку на балкон, занимаясь своими делами. Другую — что она слишком быстро пришла в форму после родов.

    Вот если бы была измученная, с мешками под глазами и грязной головой (ты же мать, у тебя нет времени даже в зеркало взглянуть), ее бы дружно пожалели, обняли и порекомендовали хороший чай для улучшения лактации.

    Она мать, не женщина, не успешный предприниматель, не спортсменка. Мать…»
    © DepositPhotos

  2. Вся страна так делает, и ты должна!
    У нас сразу же клеймят тех, кто не в рамках системы, и материнство не исключение. Кормление грудью, приучение ребенка к горшку, отсутствие или наличие няни — всё это контролируется системой, соскочить с которой равносильно дезертирству. «Мать твоя так делала, бабушка, вся страна так делает — и ты должна!» — слышно со всех сторон.
    © DepositPhotos
  3. А вот в наше время…
    «Старшее поколение, наши бабушки и даже мамы так привыкли к тяготам, что по инерции живут по схеме “жертва ради жертвы”, невольно внушая нам, что мы слишком хорошо живем.

    Очень жаль, что вы поднимали детей в непростые годы войн и перестроек, что растили сыновей и дочерей в одиночку и без поддержки, что выживали и умудрялись находить хорошее в условиях тотального дефицита. Но то, что нам довелось жить в другой реальности, никак не должно взращивать чувство вины за обладание подгузниками и радионяней».

    © DepositPhotos

    Да, раньше всё было иначе. Многие из нас не дожили бы до совершеннолетия в эпоху отсутствия антибиотиков, кто-то в поле рожал, и вообще аллергий никаких не было, а сейчас живем — ни о чём не беспокоимся. «Вот раньше-то было… А сейчас — баловство!» Но есть ли смысл быть раздавленной этим фактом?
    © DepositPhotos

  4. Вина — чувство бесполезное
    «Мало играешь с ребенком. Тебе с ним вообще не очень интересно. Опять он у тебя кашляет. Копеечный сироп вместо разрекламированного купила, зато себе туфли новые. На развивающем коврике оставила, а сама голову моешь. И вообще с животом во время беременности не разговаривала». Иногда чувство вины обретает совсем диковинные формы, но оно — самое ничтожное из чувств, навеянное извне, разрушающее и бесполезное.

    © DepositPhotos

    Чувство вины не несет в себе ничего, кроме разрушения. Не поддавайся этой эмоции, а научись делать выводы, расставлять приоритеты и придерживаться собственноручно выбранной стратегии.

    Навеянное извне чувство вины — то, от чего нужно оградить себя немедля! «Крашу ногти, потому что хочу. Беру няню — я так хочу и имею возможность. Вышла на работу, потому что есть силы и желание.

    Не вышла, потому что есть силы и желание посвятить всё свое время ребенку».
    © DepositPhotos

Обществу стоит понять, что мама должна только ребенку, и то только до его совершеннолетия. А мамам надо осознать, что все проблемы материнства навязаны извне. Как бы сложно тебе ни было, сделай несколько глубоких вдохов, улыбнись своему отражению в зеркале и смело отправляйся по пути материнства, который выбрала сама.

Если ты разделяешь точку зрения этой молодой мамы, обязательно поделись ею с друзьями!

Источник: https://takprosto.cc/otcovstvo-i-materinstvo/

Материнство и отцовство

Материнство отцовство это

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Все проблемные ситуации в семейных отношениях берут свое начало в прошлом предков. Из лояльности к своей семейной системе мы повторяем чужие судьбы. Первые люди из семейной системы, с которыми ребенок вступает в отношения, – это его родители. Много проблем в отношениях между мужчиной и женщиной берет начало в их родительской семье.

Что такое материнство и отцовство? Что происходит в отношениях между родителями, между родителями и детьми, что мешает им вступать в отношения с противоположным полом? Дети – это продолжение жизни своих родителей. Дети – это и есть их родители. Нравится родителям или нет, но дети – их продолжение.

Нравится детям или нет, но они – продолжение своих родителей.

Тысячелетиями женщина была подсознательно настроена прежде всего на вступление в брак и рождение детей, а мужчина – на реализацию себя в окружающем мире. Не удивительно, что и сейчас роли в нашем социуме распределены таким же образом. Материнство считалось и считается главным предназначением женщины.

Так рассуждает большинство людей. Женщина неосознанно и сознательно стремится реализоваться как мать. Женственность, любовь к мужчине, создание пары – все это понятия далекие от жизненных принципов большинства женщин. Считается, что появление ребенка укрепляет семью.

Но так ли это на самом деле? Да, у обоих супругов появляется больше ответственности перед семьей, но внутренне супруги несколько отдаляются друг от друга. Женщина проявляет все больше чувств к ребенку, а мужчина отодвигается на второй план. Теперь в семье есть только мать и отец.

Чувства уважения, любви заменяются долгом и обязанностями, жалостью и жертвенностью. Именно это может стать началом конца семьи.

В каждом человеке живет потребность быть творцом, что‑то создать в своей жизни. Именно это желание часто реализуется у женщин через рождение ребенка. Женщина после появления ребенка способна ощутить, что значит выходить за пределы себя. Ребенок начинает придавать ее жизни смысл.

Мужчина же не способен ощутить себя творцом через появление ребенка. Поэтому его взгляд направлен вовне на реализацию своих идей или создание каких‑либо проектов. После рождения ребенка, несомненно, мать ощущает большую близость с ребенком, чем с его отцом.

Естественно, это обусловлено прошедшими девятью месяцами беременности, когда мать чувствует единство со своим малышом. После рождения ребенка отец видит и ощущает, что не способен пережить те же чувства, что и мать, более того, он чувствует себя лишним в этих отношениях.

И тогда он уходит в работу, предоставляя матери все больше полномочий для воспитания ребенка.

Фигура отца – это, как правило, фигура родителя, находящегося на периферии. Часто ему отведена роль добытчика в семье. Он, как правило, большую часть времени проводит на работе, материально обеспечивает семью. Мать в нашей культуре в основном занимается воспитанием детей, проводя с ними больше времени, чем отец.

Часто в своей практике я вижу подобную картину в семье. Отец – как сосед или гость: он приходит в дом удовлетворять свои потребности в еде и сексе, но часто эмоционально и психологически он не включен в семью. Отец присутствует в семье только физически.

Такая семья – как мираж: внешне семья вроде бы есть, но каждый член семьи внутренне отсутствует в ней. К. Витакер писал: «Когда я встречаюсь с семьей, я абсолютно уверен в том, что они несут в себе способность бороться и расти… Эмоциональная дистанция между мамой и папой.

Мама примирилась с этим положением и считает за него ответственным папу, рассматривая себя как жертву его безразличия…»

Именно такая позиция или такое положение отца в семье является причиной массы проблем в отношениях между супругами и между отцом и детьми. Такая ситуация может способствовать распаду семьи, уходу отца из нее, трудоголизму, алкоголизации. Отец может и должен занимать такое же место в воспитании ребенка, как и мать. Большую роль играет влияние отца на развитие малыша с момента его рождения.

Он с появлением ребенка может включаться в процесс общения с ним наравне с матерью. И не важно, кто растет в семье, мальчик или девочка. Именно под влиянием фигуры отца развивается мужское начало в мальчике и формируется отношение девочки к мужчинам.

Ребенок с момента рождения для своего полноценного развития должен чувствовать, что родители важны друг для друга, так же как он для каждого из них.

Материнская и отцовская любовь различна. Мужчина и женщина – это два противоположных пола, они отличаются друг от друга. Различно и их восприятие ребенка, их чувства к нему. В материнской любви больше безусловного принятия ребенка таким, какой он есть, особенно в первые годы его жизни. Отцовская любовь обусловленная.

В первые месяцы жизни отец несколько отдален от ребенка. В последующие годы его любовь звучит так: «Я люблю тебя, потому что ты… (похож на меня, такой, как я, сделал то‑то, смог то‑то и т. д.)». Если «мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан», то «отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир», – писал Э. Фромм.

Для ребенка в материнской любви играет важную роль не только забота, ответственность матери, но и ее любовь к жизни. Именно материнская и отцовская любовь к жизни закладывают у ребенка ощущение своей ценности, желание жить в этом мире, чувство безопасности.

Насколько родители ребенка сумели принять от своих родителей жизнь, сказать жизни «да», настолько они смогут передать это дальше детям.

Ощущение жизни, чувство безопасности передается по роду от предков к потомкам.

Мать должна понимать, что ребенок не является ее собственностью, и быть готовой к его отделению. Рано или поздно ребенок должен стать самостоятельным человеком. Это в отношениях между партнерами два человека становятся единым целым, создавая семью, а в отношениях между родителями и детьми ребенок, наоборот, должен отделиться.

Пока ребенок маленький, родители мало думают о предстоящем его уходе во взрослую жизнь. Если женщина не любит своего мужа, родителей и жизнь в целом, если ее жизнь сконцентрирована только возле ребенка, то отпустить его становится для нее сложной задачей. Она никогда не будет готова к тому, чтобы ее ребенок отделился от своей семьи.

Ребенок вырос и не стремится покидать родительский дом. Он неосознанно чувствует потребность матери в нем. И он дает матери то, в чем она нуждается. Но такая ситуация складывается не случайно. Насколько родители прошли процесс отделения от своей родительской семьи? В этой семейной системе заложена тесная связь между ребенком и матерью.

Они из лояльности к роду остаются привязанными друг к другу.

Откуда идет любовь родителей к своим детям? Конечно, она берет начало из отношений их родителей, но не только. Любовь родителей к детям исходит от любви, которую чувствовали сами родители, будучи детьми. Родители передают то, что получили от своих родителей. Дети окружены любовью, имеющей источник в самих родителях, в их отношениях и в их родовых системах.

Источник: https://studopedia.su/17_39747_materinstvo-i-ottsovstvo.html

Психология материнства и отцовства

Материнство отцовство это

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

Реферат

По предмету: Психология семьи

Тема: Психология материнства и отцовства

Выполнила:

Саприкова Галина Сергеевна

студентки 4 курса 45 гр. ЗФО

Витебск 2013

1. Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве

2. Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве

Список использованной литературы

личность мужчина отцовство материнство женщина

1. Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве

На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери.

Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка – это, прежде всего, очень любить свою жену. К.

Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность” у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.

Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности – ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины – это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить “правильно”, то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.

Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П.

Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.

По мнению М. Уэст и М. Коннера к числу элементов, от которых непосредственно зависит содержание отцовской роли, относятся:

1) общее количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец;

2) степень его власти над ними;

3) количество времени, которое отец проводит рядом с женой и детьми, а также качество данных контактов;

4) то, как он ухаживает за детьми;

5) то, насколько он ответствен как за непосредственное, так и за опосредованное обучение необходимым навыкам, а также ценностям своих детей;

6) степень его личного участия в ритуальных событиях, которые связаны с детьми;

7) как много он трудится для жизнеобеспечения своей семьи;

8) насколько много ему необходимо прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов своей семьи.

Феномен отцовства непосредственно связан со следующими понятиями: эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание и Я-концепция, удовлетворенность жизнью, а также стиль жизни, социальная роль папы, которая различается в зависимости от той общественной системы, а также социальной, экономической и политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной роли.

С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчину поступать с опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своих детей) не является удовлетворительным.

Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой являются ее комплексность и социальная детерминированность.

В структуру отцовства должны входить следующие компоненты:

потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;

операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним;

ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания.

Также, в эту структуру необходимо включить интегральный сквозной компонент – оценочный, включающий в себя:

1) самооценку как часть Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;

2) социальную оценку окружающих, которая базируется на принятых в конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которых необходимо для соответствия статусу.

Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте, то он – интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Вышеперечисленные компоненты выделены нами на основе принципа психологической макроструктуры личности (Б.Г. Ананьев), следовательно, структурная модель отцовства подчиняется следующим принципам построения структуры личности:

субординационному;

координационному.

Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

2. Феномен материнства. Личностное развитие женщины в материнстве

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия “материнство” нет.

В словаре русского языка С.И. Ожегова “материнство” трактуется как “состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми”.

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. Материнство как одна из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Таким образом, нет единого, однозначного понятия “материнство”.

Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека.

В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:

1. материнство как обеспечение условий для развития ребенка;

2. материнство как часть личностной сферы женщины.

Материнство – это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие “нормы материнского отношения” не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.

Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

https://www.youtube.com/watch?v=FhvHg2K8pnM

В психологических исследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.

Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п.

Именно в этих исследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (и объясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такие работы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.

Беременность. С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.

Материнство как часть личностной сферы женщины.

В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации. Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п.

Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.

) с использованием различных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.).

Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями.

В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало “безвозвратных” материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа.

Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п.

В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности.

Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности.

Первый относится к началу беременности.

Второй обычно совпадает с началом шевелений.

Третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период.

В рамках трансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь – эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного – бессознательного принятия – отвержения.

В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.

Список использованной литературы

1. Бодалёв А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. – М., 1989.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

3. Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. – Курган: Изд-во КГУ, 2004.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005.

5. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2.

6. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00306181_0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.